Мой визит в Сочи носил (как обычно в наши регионы) суточный характер. Берём вечер накануне и полный следущий день. Вам - ломки от отсутствия меня на Первом (второй как-то без меня обходится неплохо в Мюнхене), меня, разумеется, корёжило от невозможности дозы Украины/Трампа/Сирии.
Причина моего прилёта проста. Жители Сочи (по разным оценкам их только зимой от 400 до 600 тысяч человек, а летом до 1 млн. человек постоянно проживающих) ежедневно (!) десятками и сотнями забрасывали меня жалобами в соцсетях на происходящее в 145-154 километровом городе. Я уже устал им обещать приехать. Не ехать я не мог. Нашли в графике самую дождливую погоду для красивой картинки фильма и вылетели.
Основной вопрос людей следующий. Они называют это государственным рейдерством. Десятки лет современной России они дёшево приобретали квартиры по определённой схеме: в городе запрещено строительство выше трёх этажей, но застройщики строили, банки давали под это кредиты и ипотеку, государство маткапитал, органы власти регистрировали право собственности, кадастр, суды принимали решения в пользу покупателей.
И вот в прошлом году «лавочка» прикрылась федеральным законодательством. Схема была признана незаконной, застройщиков и виновных чиновников пачками посадили, суды отменили свои же решения, администрация вынуждена была подать иски с требованиями о сносе десятков и сотен уже незаконных самостроев. То есть домов или уже построенных, или уже заселённых, уже перепроданных. Короче, сочинцы и гости города десятками тысяч, оплатившие свои квартиры, теперь ещё и за свой счёт должны их снести.
Люди в шоке. Я вижу людей по стране - обманутых дольщиков. Но здесь проблема уже и не в них. А в простых покупателях. «Обманутых» всеми вокруг, но когда юридически власть их не может защитить. Смотреть в глаза пенсионерам, отцам семейств, женщинам с мозолистыми руками, детям очень непросто. Особенно когда говорят, что диалога с властью у них нет. Я посетил их квартиры - газовые камеры, где я выходил через две секунды. Но это реальность.
Проблем в городе хватает, и мы освещали их через мои соцсети и федеральные СМИ в течение недели перед моей высадкой. Это и десятки тысяч трехэтажных «жилых гаражей», где живут люди, это и мусорная проблема, ибо город ограничен логистически, развалившаяся олимпийская набережная, «брошенные» по мнению жителей территории за основным Сочи – то, что в сторону Дагомыса, открытый, но не функционирующий перинатальный центр, зависшие жилые микрорайоны (типа «Молодежный»), закрытые маршруты общественного транспорта и масса иных.
Что ж, администрация города Сочи и мэр Пахомов приняли решение пойти на диалог, встретиться и честно поговорить. Ответственные чиновники города Сочи обсудили с нами все проблемные вопросы. По ряду из них «сняли» нашей беспокойство либо обозначили отсутствие проблемы (и это требует проверки, о чем мы также договорились). Часть проблемных вопросов признали, и мы определили понятные сроки их решения.
Но самое главное, что по основной проблеме - обманутых со своим собственным, оплаченным, оформленным жильём - мы признали, что эту юридическую коллизию, требующую от людей сноса, отказа, потери своей недвижимости, мы будем решать совместно с администрацией города вплоть до законодательных инициатив по защите прав граждан на краевом и федеральном уровне. Такие гарантии сочинскими властями были даны.
Теперь дело за реализацией этих решений и этой конкретной важной российской проблемы. Очень сложная работа. Но на то и работа власти, и моя - конструктивной оппозиции ей. Это не выборы и прочие политические приблуды, это обычная работа.
Немного фоток. Скоро релиз фильма и закулисье нашей Южной столицы - города Сочи.